Разделы

Уроки по теме

Рекомендуем




Доноры - детям

Как и на сколько обманывают в такси CityMobil (Мск)

Мой первый чертеж. Часть первая, успокоительная.

Автор: Moroz

Дата: 2011-09-06

Мой первый чертеж

    Эта статья рекомендуется всем тем, кто хочет чертить сам, но еще не начертил в жизни ни одного чертежа из учебной программы. Читайте внимательно, и вполне вероятно, что вы не только самостоятельно получите хорошие оценки по предмету, но и сможете сэкономить в среднем 3-8 тыс. руб (неважно, за чертежи или консультации вы их отдадите). Сразу скажу ЧИТАЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ ЦЕЛИКОМ!
    На этой странице я хочу рассказать вам о том, как... Нет, не о том как чертить первый чертеж. Я хочу рассказать вам, как не испугаться при слове "черчение", не бросить карандаш и не закричать "Мама, я ничего в этом не понимаю!!! Избавь меня от этого!". Эту тему я решил поднять в первых числах сентября, поскольку именно сейчас происходит это самое "страшное" событие: встреча студента (школьника) с науками черчение и инженерная графика. И я уже готов в тысячный раз услышать от вас "у нас в школе черчения не было", или "вы понимаете, он умный мальчик, но в школе не было учителя черчения...". Да, это происходит из года в год. Вы рассказываете о том, как невозможно и тяжело понять эту науку не имея школьной базы и т.д. И поэтому вы обращаетесь ко мне с просьбой помочь начертить чертежи на заказ. Но в этом году я решил сделать еще один шаг по сокращению числа испугавшихся и опустивших руки. Я попробую вам рассказать немного как бы о черчении, но на самом деле - дать вам успокоительное.

Помню, помню мальчик я босой
В лодке колыхался над волнами...

    Прошу прощения, отвлекся вспоминая свой седьмой класс :) Именно в седьмом классе у меня был... Нет, не угадали, не первый поцелуй! У меня был первый урок черчения. В школе. Я плохо помню, насколько доходчиво нам все объяснили, хорошо ли преподаватель рассказал нам тему урока. Но достаточно хорошо помню, как придя домой я с серьезными намерениями сел за чертеж и попытался выполнить задание (скорее всего нужно было либо в трех видах, либо в 6 изобразить параллелепипед). Итог был таким: я не смог ничего толкового начертить. Причиной тому стало вот что: во время урока нам рассказывали про ГОСТы. Про ГОСТы линий, стрелок, шрифтов. И как-то это было так рассказано, что я решил, что чертить не по ГОСТу - это чуть ли не противозаконно, а чертить правильно я тогда, естественно, еще не умел.

    Так я и сидел перед листом, на котором были какие-то скромные попытки, потертые ластиком чуть ли не отцовской молодости, но в итоге, так ничего значимого и не появилось. Представьте себе: мне нужно было начертить рамку, с использованием сплошной основной и сплошной тонкой линий, при этом сплошная основная линия должна была быть толщиной в пределах 0,8-1,4 мм, а толщина сплошной тонкой линии быть в пределах 1\3...1\2 от толщины сплошной основной! И это регламентируется страшным словом ГОСТ, нарушать который нельзя! Как вы думаете, тринадцатилетний парень в состоянии начертить такие линии? Наверное в состоянии, но если у него не задрожали от страха руки и не вскипел мозг от требований к толщине линий. Сейчас можно с уверенностью сказать: я не смог начать чертить. Пытался, но по сути - не начал. Добавлю резюме ко всей этой истории. Черчение по школьной программе должно идти год. Я не помню, продлилось ли оно столько времени у нас или нет, но совершенно точно, что я из этих уроков не вынес НИ-ЧЕ-ГО. И все, что я узнал о черчении, дали мне мои институтские преподаватели. В этом месте я должен признаться - они были хороши. Они с нами РАБОТАЛИ.

    Отдав заслуженный поклон преподавателям кафедры черчения и начертательной геометрии МАМИ, вернемся к испуганному мальчику, который тогда так и не понял, почему все было так очевидно в классе, но ничего не получилось дома. Ответ вероятнее всего кроется в том, что ГОСТы - это для профессионалов. А для учеников и студентов - это лишь то, к чему нужно стремиться, но в ходе учебного процесса позволительны допущения. В крайнем случае - на недочеты должно быть показано преподавателем, и доступно объяснено, что именно нужно исправить. А еще лучше, когда сначала начинают понемногу чертить, а уже в процессе доводят оформление до полного соответствия стандартам.

    Вот и мы с вами не станем сразу вчитываться в умные абзацы, а возьмем, да и начертим параллелепипед со сквозным отверстием. (Внимание! Очень советую выучить это: В черчении бывают только отверстия! Никаких дырок! Упаси вас Бог сказать преподавателю, что в этом месте в детали дырка! В самом тяжелом случае вы рискуете получить дырку в чертеже.) Кстати, о карандашах. Предлагаю отложить пока что разговоры о том, что лучше, что хуже, и возьмем для начала простой современный карандаш с грифелем 0,5 мм. Единственное, лучше чтоб грифель был твердо-мягкий (НВ). Итак, возьмем карандаш, лист ватмана формата А3 и начертим в трех видах вот такую деталь:

Простая деталь, общий вид

    Мы имеем параллелепипед с размерами ДхШхВ 100х70х20 мм и сквозным отверстием диаметром 40 мм в центре широкой грани. Давайте попробуем начертить эту деталь в трех видах. Для начала определим, какой вид будет главным. Что говорит ГОСТ? Он рекомендует в качестве главного выбирать такой вид, который наиболее полно характеризует деталь, дает о ней наибольшее представление. Сейчас это неочевидно, но таковым будет вид на узкую длинную сторону. "ПОЧЕМУ???" - недоумеваете вы. Ну вот потому что так :) На самом же деле, причина в том, что когда мы научимся делать разрезы, именно на этом виде будет видно и отверстие (форма и местоположение), и его характер (сквозное). А пока что мы не станем приучаться к иному, и просто начертим в качестве главного вида вид на указанную мной грань (горизонтальный прямоугольник 100х20 мм). Предварительно, начертим короткую, порядка 30 мм, вертикальную ось, которая будет проходить посередине нашего главного вида. Начертим ее штрих-пунктирной линией, слегка надавливая на карандаш, чтоб потом можно было подправить ластиком:

Главный вид

Вот тут покрупнее, чтоб было понятнее, что именно мы должны были начертить:

Главный вид

    Давайте все же скажем пару слов о штих-пунктирной линии. Если кратко, то это нетолстая линия из штрихов длиной 5-30 мм и промежутками между ними 3-5 мм, причем в этих промежутках умещаются коротенькие штришки, размеры которых не регламентируются. Подробнее о линиях вы можете посмотреть в этом уроке: Использование типов линий. Там нас будет интересовать линия под номером 4.

    Нарисовав главный вид перейдем к виду сверху. Это будет вид на широкую сторону детали с отверстием. Начертим его (прямоугольник 100х70 мм) строго под главным видом, примерно посередине между краем листа и главным видом, не забыв вначале расчертить оси:

Вид сверху

     Вот такой вид сверху. Правда осталось начертить отверстие. Сделаем это - начертим окружность радиусом 20 мм с центром в пересечении осей вида сверху. И сразу же, не откладывая в долгий ящик, начертим вид на деталь слева: правее главного вида, строго на той же высоте (вид слева - это прямоугольник 70х20 мм).

Деталь в трех видах

    Ну вот, только что мы закончили чертеж детали в трех видах. Но, как вы понимаете, полным его назвать пока нельзя, поскольку как минимум не хватает информации о том, что отверстие в ней сквозное. Представьте себе, что оно было бы только наполовину толщины детали, этакая круглая ванночка. Ведь на виде сверху такая деталь выглядела бы на чертеже точно так же. Как же это показать? Для случаев, когда по тем или иным причинам мы не хотим делать разрезы, допускается показать невидимые внутренние контуры с помощью пунктирной линии (штрихи 2-8 мм с пробелами в 1-2 мм). У нас как раз один из таких случаев - у нас первый учебный чертеж, и мы пока еще понятия не имеем о разрезах. Вот давайте и воспользуемся пунктиром:

Деталь в трех видах с обозначением невидимых линий

    Теперь наш учебный чертеж полностью описывает формы детали. Следующим шагом расставим размеры. Первый вопрос который обычно задают: "а на каком виде мне ставить размеры?" Действительно, если подумать, то например ширину детали мы можем поставить как на виде сверху, так и на виде слева. На это счет существует такой совет: нужно стремиться к такой расстановке размеров, при которой они будут достаточно равномерно распределены по видам. Желательно при этом не допускать ситуаций, когда на главном виде размеров сильно меньше, чем на других. Рассмотрим общие правила расстановки линейных размеров:
- ближайшая к детали размерная линия должна быть не ближе 10 мм от контура детали;
- между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм;
- выносные линии должны на 1-2 мм заходить за размерные линии;
- стрелки должны быть длиной 2-3 мм, могут быть как открытыми, та и заштрихованными (но стиль должен быть один на всем чертеже);
- размеры указываются в миллиметрах, сами единицы измерения (мм) не указываются;
- размерные числа подписывают обычно шрифтом 3.5 или 5 (это высота цифр и заглавных букв в мм), причем на горизонтальных размерных линиях циферки ставятся всегда над линией, а если размерная линия вертикальна, то циферки всегда пишутся слева от нее, снизу вверх.
Пример расположения линейных размеров:

Пример расстановки размеров

    Если преподаватель не указывал на это особенно, то лучше использовать шрифт высотой 5 мм (говорят так: надписи выполнены пятым шрифтом). Главное, чтоб все-все размеры на листе были выполнены одинаковым шрифтом. Расположение размерных чисел - чуть выше размерной линии, примерно на 1 мм. Случаи бывают разные. И преподаватели бывают разные. Уж если вам достался бука - вам ничего не остается, как тщательно выводить каждую цифру и букву. Если же все не так плохо - я советую вам тщательно рассмотреть, как пишутся цифры по ГОСТу, попробовать на черновике повторить аналогичное написание, и если вы сами останетесь удовлетворены своим результатом - приступайте к расстановке размерных чисел (не завывайте про наклон!). Если же вам кажется, что получилось недостаточно ровно, или что написание непохоже на образец - тогда пробуйте на черновике еще и еще, пока не станет прилично. Просто всегда проще сдать преподавателю аккуратный чертеж, нежели много раз перетирать его ластиком, пока он не протрется насквозь. Кстати о ластиках: моя рекомендация - чешские ластики kooh-i-noor. Те самые, что со слоном. Ими можно стирать весьма аккуратно. Я даже не уверен, что есть еще какие-то, столь же хорошо делающие свое дело. Разве что... Ластик в программе PhotoShop :) После простановки размеров наш чертеж должен иметь примерно такой вид:

Деталь в трех видах с размерами
Здесь вы можете увидеть увеличенное изображение

    В принципе, сейчас чертеж находится на той удачной стадии, когда его можно показать преподавателю для получения одобрения, после чего можно будет приступить к обводке. Единственное что, было бы неплохо для пущей красоты сделать хотя бы намек на общую рамку листа и обозначить в нижнем правом углу будущий штамп. Общая рамка чертится с отступом 20 мм от левого края и по 5 мм от всех остальных краев листа. Штамп (стандартный, но в некоторых ВУЗах вводятся упрощенные рамочки) чертится в нижнем правом углу и имеет длину 185 мм и высоту 55 мм. Обозначим их:

Деталь в трех видах с размерами и общей рамкой

     На этом мы закончим первую часть урока, полагаю вы и так уже начитались и начертились. Во второй части мы рассмотрим, как правильно обвести чертеж и заполнить штамп, после чего наша первая работа будет полностью закончена. В третьей части урока мы узнаем, как на самом деле должен выглядеть рабочий чертеж этой детали. По ходу урока мы рассмотрим самые простые разрезы и узнаем кое-что дополнительное о размерах.

Просмотров: 34080


Вы можете сказать "спасибо!" автору статьи:

пройдите по любой из рекламных ссылок в левой колонке, этим вы поддержите проект "White Bird. Чертежи Студентам"

или

или запишите наш телефон и расскажите о нас своим друзьям - кто-то наверняка ищет способ выполнить чертежи

или создайте у себя на страничке или в блоге заметку про наши уроки - и кто-то еще сможет освоить черчение.

А вот это - не реклама. Это напоминание, что каждый из нас может сделать. Если хотите - это просьба. Мы действительно им нужны:

Доноры - детям

Комментарии:

Автор комментария: Татьяна
Дата: 2013-09-21

А у нас не принимали чертежи,если по ним не "прошелся" ластик!( 1975-1981 годы обучения во ВТУЗе им. Лихачева)

Да-да, Татьяна, точно! Еще при этом приговаривали: я не вижу следов вашей работы... Студенты! Пользуйтесь ластиком! Но в меру! Следы ластика - это не дыры в чертеже :)

Автор комментария: алик
Дата: 2014-11-25

СПАСИБО

Автор комментария: Анна
Дата: 2015-09-02

Большое спасибо, все очень доходчиво

Анна, заходите еще, если изложение вам понравилось. Если материал усваивается, то это будет весьма весомым подспорьем к лекциям и практическим занятиям.

Автор комментария: Саида Джасте
Дата: 2016-07-01

Большое спасибо! Мне очень понравилось!

Добавьте свой комментарий:

Введите сумму чисел с картинки:

Последние уроки

Как построить диметрию детали?

Построение наклонного сечения, заданного на виде слева

Определение линии пересечения двух плоскостей. Метод вспомогательных секущих плоскостей.

Наша почта:

zakaz@trivida.ru

Наша страница в ВК:


Инженерная графика и начертательная геометрия в Вконтакте

Случайный комментарий

Анастасия!:

Антон, огромное спасибо Вам за помощь! сдала и чертеж, и домашние контрольные, преподаватель даже не задал ни одного вопроса! оценка ОТЛИЧНО! Посоветую Вас, как специалиста высокого класса, своим знакомым!

Анастасия, рад был вам помочь. Тем более, что я знал, насколько для вас важна была эта оценка. Спасибо за отзыв!



MorozArt Studio © 2005 • 2011 • Москва • Удаленная работа
При публикации статей с сайта активная ссылка на оригинал обязательна.